Посмотрела совсем недавно два роскошных буржуйских фильма (весьма редкое сочетание, надо сказать!).
Честная куртизанка (Dangerous Beauty)

Люблю я переводы названий фильмов в нашем прокате на великий и могучий. Казалось бы, о чём таком сакральном думали господа переводчики, когда его давали? Вроде как всего два слова, а ни разу не попали, даже близко не были.

А между прочим, данный перевод имеет глубокий такой смысл. Дело в том, что главная героиня (Вероника Франко) была элитной куртизанкой, таких в Венеции звали «чтимыми/достойными куртизанками». Ну, наши, естественно, решили, что её чтили сугубо за честность.
спойлерыНу, в общем, сюжет я уже почти раскрыла. Дело происходит в 1575 году в славном городе Венеция. Понятное дело, Италия, Возрождение, пьянки, гулянки, куртизанки. Возвращается в город один из завидных женихов и главных мачо Венеции некий Марко Веньер. На него своими красивыми глазами с пушистыми ресницами смотрит главная героиня, Вероника Франко. Любовь нечаянно нагрянула. А может, и вовсе намерено, но кто её разберёт? В общем, всё бы хорошо, но добрый папаша Вероники пропил всё её приданное, а сеньору Марко, видите ли, нужна невеста с огромным приданным, он ведь из богатой семьи. В итоге всем известная песенка «я до смерти тебя люблю, милая, но никогда на тебе не женюсь». Девушка, конечно, сказала всё, что думала по этому поводу, и дома лежит, плачет. Тут к ней мама: «Знаешь, Вероника, замуж тебе всё равно не светит, денег нет, брата твоего устраивать надо, иди-ка ты в куртизанки. И Марко своего получишь, и с другими мужчинами поиграешься». Хороша мамаша, а? Но всему есть логичное объяснение – мать Вероники сама была куртизанкой. Дальше – больше. «Кто научил тебя всему этому, мама?» - «Твоя бабушка». Династия, ага.
И что у нас получается? Грязная проститутка? А вот нет, господа. Получается свободная, независимая женщина, у которой есть деньги; которая имеет право заходить в библиотеки, изучать любую литературу, читать на публике свои стихи; которой её покровитель помог выпустить сборник стихов; которая могла себе позволить не быть в постели полным бревном. За что, естественно, её любили мужчины. Кстати, это наводит на интересные размышления о том, какой богатый выбор был у женщин в те времена: либо красивая, умная, свободная падшая женщина, либо тихая и глупая курица, нередко выданная замуж за какого-нибудь богатого старика.
На мысли наводит и поведение мужчин в этом фильме.
Этот Марко – финиш полный. Сначала «я не могу на тебе жениться», потом
«давай переспим»,
«ну, пожалуйста, давай переспим»,
«я так отвратительно с тобой поступил, у меня сердце кровью обливается» - «Марко, сердце выше»,
«ох, мне так плохо, я тебя люблю, жестокая, а тут меня ещё жениться заставляют»,
«наконец мы переспали, теперь я хочу, чтобы ты перестала принимать других мужчин» - «Марко, а есть мне что?»,
«Марко, мне что, быть твоей личной шлюхой?» - «Нет, той женщиной, которую я люблю»,
*тут значит бух, война с турками, нужен французский флот. Приезжает король Франции, Вероника самоотверженно идёт на амбразуру, и Венеция спасена и получила то, что хотела. Внимание, Марко!* «о подлая, ты переспала с другим мужчиной!» - «Марко, почему ты меня не остановил?» - «как я мог?! Всё, тебе эти гадости нравятся, я видеть тебя больше не желаю и ухожу на войну!».
Я уж не знаю, сколько раз за весь фильм я уговаривала Веронику бросить этот неопределившийся элемент и найти себе другого. Но ничего, в конце Марко исправился.
Порадовала традиционная схема Средневековья «чума в городе – найди и сожги ведьму». Правда, в игру «найди виноватого» люди играют до сих пор, и даже приблизительно также аргументируют свой выбор, как и священная инквизиция, но по крайней мере действуют не с таким шиком и размахом. Ибо вообще-то наказуемо. А вот в Средние века было раздолье – «Она колдовала, вы посмотрите на неё, она ведь красивая, умная, свободная, мужчины её любят! Она точно колдовала, на костёр её!». Ох уж эти безумные служители веры («У нас во Франции тоже есть фанатики. Мы предпочитаем еретиков») и мужчины, получившие отказ! На всё ведь пойдут!Вообще всё там такое романтично-милое, немножко сексуальное, приятно посмотреть на красивые костюмы и замечательные виды Венеции. Приятно посмотреть на умную и красивую молодую девушку. На глупого Марко тоже приятно посмотреть.
Конец хороший. Конечно, страна-производитель - США, но, кстати, фильм получился совершенно европейским, все главные роли у английских актёров, а сюжет сугубо итальянский. И основано на реальной биографии! Конечно, они кое-что там приукрасили, кое-что убрали
(например, шестерых детей), но в общем и целом всё это действительно происходило с итальянской девушкой Вероникой Франко.
И да, наш «Жестокий романс» гораздо печальнее.
Безумие любви (Juana la Loca). Тоже сразу видно некое несоответствие в переводе. На самом деле правильнее – Хуана Безумная. Может, переводчики подумали, что простой народ ничего про неё не знает (а испанскому уху это имя о многом говорит!), поэтому и перевели вот так романтично-завлекающе. И, надо сказать, ухватили суть.
спойлерыРечь пойдёт именно о тех временах, когда Испания стояла на пороге объединения. Арабы были полностью изгнаны с Пиренейского полуострова. Королева Изабелла Католическая решила, что лишняя политическая поддержка ей не помешает, и выдала одну из своих дочерей, Хуану, за короля Фландрии Филиппа Красивого. Я вся была в ожидании, действительно ли подберут красивого актёра? А вдруг обломают? Испанцы – молодцы, не обломали. Актёр действительно был невозможно красивым, но по лицу сразу видно, что никакими Бельгиями и прочими Голландиями там и не пахнет, он настоящий испанец.
И бедная Хуана без памяти влюбилась в своего мужа. Проблема в том, что её муж, как и многие короли, любил ходить налево. И когда несчастной королеве сообщили, что её мать скончалась, и Хуана пошла оповестить мужа, то застала его в постели со своей фрейлиной.
Да будь он хотя бы поласковей со своей женой, новой королевой Кастилии, может быть, всё было бы иначе, так он каждый божий день навещал публичные дома, что сводило бедняжку с ума. Да-да, если от чего она и теряла контроль над собой, так это от любви и ревности.
И тут добрые и милые люди решили этим воспользоваться, подсуетиться, объявить Хуану безумной и отстранить от управления страной. Её добрый отец, король Арагона, не хотел отдавать дочурке свою корону и решил как можно скорее завести наследника, поэтому полностью поддержал коварный план. Филипп и жадные фламандцы намеревались править Кастилией. И только народ всегда верил в свою королеву.Хороший исторический фильм про всепоглощающую любовь. Да, королевы никогда не бывают счастливы.